С 1 января 2012 года изменился порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Одним из обязательных условий получения лицензии стало оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
27 сентября 2011 года принято Постановление Правительства РФ №790 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ №637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек» от 30 октября 2006 года». Вопросы, связанные с реализацией новой редакции закона, стали главной темой обсуждения на «круглом столе» под названием «Точная работа автобусов – безопасность для пассажиров и экономия расходов для предприятий», организованном ООО «Сантэл Навигация – Нижний Новгород». На мероприятии присутствовали представители более 15 пассажирских предприятий Нижегородской области, в том числе: Шахунского ПАП, «Автотранс» (г.Семенов), Сокольского ПАП, Выксунского ПАП, Ковернинского АТП и Трамвайно-троллейбусного депо (г.Дзержинск).
С какой целью устанавливается ГЛОНАСС?
ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАциональная Спутниковая Система) — это система навигации, основу которой составляют 24 спутника, находящихся в трех орбитальных плоскостях. С каждого спутника на Землю передается радиосигнал, который обрабатывается специальной аппаратурой. На основании этого сигнала устанавливаются координаты местоположения объекта. В настоящий момент в мире существуют две полностью сформированные системы – NAVSTAR GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия). Принципы работы систем во многом схожи, разница только в методике вычисления координат.
Директор ООО «Сантэл Навигация – Нижний Новгород» Константин Харитонов напомнил, что внедрение ГЛОНАСС является первым этапом формирования Интеллектуальной транспортной системы Нижнего Новгорода и области (ИТС), которая включает в себя: оснащение транспортных средств бортовыми интеллектуальными элементами, в том числе навигационным оборудованием и дорожно-информационным оборудованием. Задачи ИТС: оперативное предоставление информации службам быстрого реагирования, оценка транспортной ситуации, контроль и управление транспортными средствами, оптимизация расходов транспортных компаний.
В результате внедрения ИТС планируется увеличить пропускную способность нижегородских магистралей, снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций, улучшить качество обслуживания пассажиров.
Создание ИТС – вопрос достаточно отдаленного будущего, а аппаратуру ГЛОНАСС необходимо устанавливать уже сейчас. Наличие данного оборудования будет проверяться при подаче документов на продление лицензии и при прохождении технического осмотра транспортного средства. С 1 июня 2012 года отсутствие систем спутниковой навигации повлечет за собой административную ответственность в виде штрафа.
Внедрение спутниковой системы ГЛОНАСС будет проходить в несколько этапов. В настоящий момент система устанавливается на пассажирских автобусах и маршрутных такси. Затем наличие спутниковой системы будет обязательно для транспорта служб экстренного реагирования. Не исключено, что в будущем подобное оборудование будут обязаны устанавливать владельцы грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12т.
Выбираем систему ГЛОНАСС
В Нижегородской области работает порядка 24 фирм, которые специализируются на установке и обслуживании аппаратуры спутниковой навигации. Данное оборудование изготавливается практически на всех заводах, которые раньше производили телевизионную или электронную аппаратуру. Как не ошибиться с выбором?
Константин Харитонов напомнил, что вся аппаратура, работающая с применением ГЛОНАСС, со временем будет объединена в единую сеть, поэтому уже сейчас следует задуматься о ее совместимости. Перечень оборудования, совместимого с многофункциональным программным обеспечением «НИС-Платформа», опубликован разработчиком программы – федеральным сетевым оператором ОАО «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС»).
Директор Центральной диспетчерской службы городского пассажирского транспорта Нижнего Новгорода (Центральная диспетчерская служба) Михаил Моделкин обратил внимание на то, что в соответствии с ГОСТ Р54024-2011 бортовой навигационно-связной терминал должен быть оснащен дисплеем (для поступления водителю сообщений от диспетчера и системы), системой голосовой связи, тревожной кнопкой. В качестве дополнительного оборудования возможна установка информационной строки, электронных указателей маршрутов и автоинформатора.
Автоматизация, учет и контроль
Система ГЛОНАСС не является для Нижнего Новгорода и области чем-то новым: она на протяжении нескольких лет применяется в работе ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» и Центральной диспетчерской службы, созданной в 2003 году для упорядочения деятельности маршрутных такси.
«В Нижнем Новгороде система ГЛОНАСС/GPS изначально устанавливалась для контроля за деятельностью коммерческих организаций, – рассказал Михаил Моделкин. – Поэтому система, которая используется в нашей организации, рассчитана на то, чтобы одновременно передавать информацию нашему диспетчеру, представителям контролирующих органов и руководителю (диспетчеру) компании, осуществляющей перевозки».
К числу преимуществ системы относится и возможность осуществлять наблюдение за транспортом, находящимся на линии. Внедрение ГЛОНАСС предполагает оборудование автоматизированного рабочего места с установкой программного обеспечения и подключения к каналу связи. Одного взгляда на монитор достаточно, чтобы оценить местоположение и интервал движения автобусов и принять решение (например, выпустить на линию дополнительные транспортные средства).
Михаил Моделкин считает, что основное преимущество ГЛОНАСС – возможность контроля водителя и диспетчера и, как следствие, улучшение дисциплины. Водители, зная о том, что все данные об изменениях расписания и о нарушении Правил дорожного движения (превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора) фиксируются системой, стараются придерживаться заданного маршрута и выбирают более безопасный стиль вождения.
ГЛОНАСС для малого бизнеса
Директор Шахунского ПАП Андрей Соколов, выступая на «круглом столе», задал вопрос: зачем устанавливать ГЛОНАСС, если на маршруте работает только один автобус? Путь, километраж, скорость движения и расход топлива для данного автобуса рассчитаны максимально точно, с учетом дорожных и погодных условий. Примерное количество пассажиров также известно: обычно это одни и те же люди.
«Один из тех случаев, когда выгода установки ГЛОНАСС не очевидна, но это не значит, что ее нет совсем», – считает Михаил Моделкин. Константин Харитонов подчеркнул, что ГЛОНАСС будет полезна и для небольшого предприятия. Система позволяет сэкономить существенные денежные средства уже за счет исключения возможности «левых рейсов» и, как следствие, необоснованного перерасхода топлива. Как показывает практика, подобные ситуации чаще всего возникают на проверенных и выверенных до километра маршрутах.
«В течение нескольких лет наша компания занималась грузовыми перевозками, – отметил Константин Харитонов. – Мы обратили внимание, что на дальних рейсах, когда руководство выходит из машины, расход топлива увеличивается с 38 до 45 литров за 1км».
Использование спутниковых систем навигации помогает оптимизировать работу диспетчерской службы. «ГЛОНАСС считаются самым надежным способом управления пассажирским транспортом, потому что они полностью исключают вмешательство человеческого фактора, – отмечает Константин Харитонов. – Вносить коррективы в маршрут требуется практически каждый день, и, если делать это вручную, велика вероятность ошибки».
«Безопасный автобус»
Директор ООО «Сантэл Навигация – Нижний Новгород» презентовал систему комплексного оснащения пассажирского транспорта «Безопасный автобус», которая позволяет получить актуальную и оперативную информацию о ситуации в салоне автобуса и окружающей дорожной обстановке. Система включает в себя: бортовое навигационно-коммуникационное оборудование, скрытую «тревожную кнопку», камеры видеонаблюдения и систему видео-регистрации, датчики задымления и температуры в салоне, «бегущую строку», датчики учета пассажиропотока.
В Нижнем Новгороде практически ежедневно случаются дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирского транспорта. Константин Харитонов напомнил, что тяжесть последствий аварии во многом зависит от скорости прибытия на место происшествия служб быстрого реагирования. В ближайшем будущем в нашем городе появится система оповещения, которая с помощью ГЛОНАСС/GPS в автоматическом режиме будет предоставлять информацию о ДТП, с указанием точных координат места происшествия и возможных вариантов проезда.
Компании, осуществляющие поставку и обслуживание навигационного оборудования, в том числе ООО «Сантэл Навигация – Нижний Новгород» предлагают своим заказчикам установить «тревожную кнопку», нажав на которую, водитель автобуса передает сигнал диспетчеру. После этого в салоне автобуса включается микрофон, чтобы диспетчер смог определить, какая ситуация произошла, и принять решение. Современные автобусы также оборудованы датчиком, который автоматически передает сигнал тревоги в случае возникновения внештатной ситуации.
«Для нашего города весьма типична ситуация, когда пассажиры получают травмы из-за того, что другие участники дорожного движения «подрезали» автобус, и водитель вынужден резко затормозить, – привел пример из практики Михаил Моделкин. – Этот случай классифицируется как ДТП с пострадавшими. И чаще всего претензии предъявляются водителю автобуса. Но, если транспортное средство оборудовано системой ГЛОНАСС, можно найти истинного виновника происшествия».
Установка и эксплуатация оборудования ГЛОНАСС: важные нюансы
Участники «круглого стола» выяснили, какие вопросы чаще всего возникают при эксплуатации аппаратуры ГЛОНАСС. Один из них – обеспечение качественным картографическим материалом. Михаил Моделкин подчеркнул, что далеко не у всех населенных пунктов Нижегородской области есть подробная карта, с которой удобно работать. Такую карту обычно изготавливают по спецзаказу, что приводит к удорожанию системы в целом.
Данные в системе ГЛОНАСС передаются посредством сотовой связи. Подобные услуги оказывает любой сотовый оператор. По мнению Михаила Моделкина, наиболее эффективный вариант решения проблемы низкого качества связи – приобретение телематических блоков, у которых есть функция записи, чтобы не потерять информацию при попадании в зону неуверенного приема.
Директор службы пассажирских перевозок «ТП Нижегородец» Сергей Крайнов поинтересовался, можно ли использовать аппаратуру ГЛОНАСС в качестве тахографа, посредством которого можно учитывать режим труда и отдыха водителей. Михаил Моделкин добавил, что на предприятии «Нижегородэлектротранс» давно используется система, которая идентифицирует водителей и автоматически передает информацию об их работе. Но такая система пока не относится к измерительному оборудованию, поэтому данные, полученные в ходе ее работы, не принимаются во внимание контролирующими органами.
По окончании обсуждения участники «круглого стола» пришли к выводу, что измененное Положение о лицензировании будет реализовано на практике, потому что применение ГЛОНАСС выгодно, в первую очередь, самим руководителям компаний-перевозчиков. Главное – при выборе аппаратуры спутниковой навигации нужно обратиться к специалистам, которые подскажут, как с наименьшими затратами установить систему, которая оптимально подходит для данной транспортной компании.
Материал подготовила Алена Красильникова